ТЕМА УРОКА: Употребление распространенных и нераспространенных обращений в
1. Повторим тему прошлого урока.
Обращение – это слово или словосочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных. Местоимения не могут быть обращениями.
Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.
В поэзии обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения.
Обращение произносится с особой, звательной, интонацией. Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения. Не является членом предложения.
Обращение в предложении выделяется запятыми. Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с большой буквы.
Обращения употребляются в устной речи для привлечения внимания слушающего к сообщению. Они используются в разных стилях речи.
. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ОБРАЩЕНИЕМ? ОБРАЩЕНИЕМ 2. С КАКОЙ ИНТОНАЦИЕЙ ПРОИЗНОСИТ ГОВОРЯЩИЙ ОБРАЩЕНИЕ?ИНТОНАЦИЕЙ 3. КТО (ЧТО) ЯВЛЯЕТСЯ АДРЕСАТОМ РЕЧИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ? АДРЕСАТОМ РЕЧИ 4. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1 Это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью.
2 Запишите предложения. Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли ты, старый, загадку?
3 Интонация звательная. Обращение = звательный падеж в древнерусском языке. «Пойди, КНЯЖЕ, с нами в дань» («Повесть временных лет»), «Милостивый государь БАТЮШКО!» (из письма царевича Алексея к царю Петру).
4 АДРЕСАТ РЕЧИ: фамилия, имя, отчество лица фамилия, имя, отчество лица наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям кличка животного кличка животного неодушевлённые предметы неодушевлённые предметы
5 Сыпь ты, черёмуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу! С.Есенин
Прочитайте материал учебника стр.138-139. Выполните задание в тетрадях:
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.
Спиши предложения, вставь буквы и знаки препинания.
II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим.
2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр!
3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя.
4) Слав...те молот и стих землю молодости!
Коментарі
Дописати коментар